Видеоурок состоит из следующих частей:
1. Обработка и сложение видеоролика Луны.
2. Усиление резкости и насыщенности стэков.
3. Устранение хроматизма увеличения.
Стэки для тренировки — доступны по ссылке.
Используемые программы:
Autostakkert https://www.autostakkert.com/wp/download/
Astrosurface http://astrosurface.com/pageuk.html
Registax https://www.astronomie.be/registax/download.html
Adobe Photoshop https://www.adobe.com/ru/products/photoshop.html
Моя методика получения цветного снимка Луны состоит из следующих пунктов.
1. Съемка видеоролика Луны
Фактически это съемка серии одиночных кадров. Длительность съемки зависит от типа монтировки — если азимутальная, то 1 минута (из-за вращения поля), если экваториальная, то от 1 до 5 минут. При съемке через астрокамеру я использую программу Sharpcap.
2. Отбор самых чётких кадров с последующим сложением
За счёт сложения кадров уменьшаются атмосферные искажения, улучшается соотношение сигнал\шум.
Число кадров, которое пойдет в сложение, зависит от ряда факторов. Итоговый результат сложения называется «стэк» (stack). Причём я получаю сразу несколько стэков. Один стэк с меньшим числом кадров я использую в качестве яркостного канала (детали), а второй стэк с большим числом кадров — в качестве хроматической составляющей (цвет). Например, из общего 1500 кадров я получаю два стэка из 100 и 500 кадров. Для отбора и сложения кадров я использую программу Autostakkert.
3. Автобаланс цвета
После сложения к полученным стэкам необходимо применить автоматический баланс цвета. Для этого я использую программу Registax (функция RGB Balance).
4. Усиление резкости
Результат сложения обычно размыт. Чтобы восстановить детали, необходимо использовать вейвлеты или деконволюцию. Для этого я использую программу AstroSurface. Я усиливаю резкость только у стэка с меньшим числом кадров.
5. Усиление насыщенности.
После применения автобаланса цвета Луна выглядит черно-белой. При помощи растрового графического редактора необходимо добавить насыщенность. В качестве редактора можно использовать Adobe Photoshop, Krita или GIMP.
6. Преобразование стэков в систему LAB (CIELAB).
Это необходимо сделать, чтобы отделить от первого стэка яркостный канал (детали) и вставить его во второй стэк (цвет). Таким образом получится резкое и насыщенное изображение. Для конвертации в LAB можно использовать Adobe Photoshop, Krita или GIMP.
7. Преобразование в RGB.
После совмещения яркостного и хроматического каналов необходимо выполнить преобразование в цветовое пространство RGB и затем уже сохранить изображение. Конвертацию в RGB можно сделать в вышеупомянутых растровых графических редакторах.
Все эти действия можно сделать и в других программах. Главное — понять суть метода. Методика актуальна как для съемки всего диска Луны, так и отдельных областей.
Почему бы просто не усилить цвета у одиночного кадра?
Да, можно пойти и таким путём — я так делал при съемке зеркальной камерой. Но при этом я ставил минимальную чувствительность (ISO) и усиливал насыщенность в RAW конверторе. Но при сложении кадров изображение получается детальнее, а шум (как яркостный, так и цветовой) заметно слабее.