Астрономический школьный рефрактор АШР-1 (ГОМЗ)

Автор статьи — Пецык Алексей, любитель астрономии из г. Москва.
Материал опубликован на сайте star-hunter.ru по личной просьбе автора статьи.
Все права на текст и иллюстрации принадлежат Алексею Пецыку.

Астрономический школьный рефрактор АШР-1 (ГОМЗ).

Алексей Пецык

О сколько нам открытий чудных,
Готовит…
А.С. Пушкин

Пролог

«Волею судеб мне в руки попал Астрономический школьный рефрактор АШР-1, выпущенный на Государственном Оптико-механическом заводе (ГОМЗ) в 1938 году, серийный номер 00003. В разработке данного телескопа принимали участие Николай Георгиевич Пономарев (на фото справа) Баграт Константинович Иоаннисиани. Информация по этому телескопу в сети фактически отсутствует, за исключением фото, на котором разработчики телескопа сфотографированы рядом с ним, размещенное на сайте ЛОМО. Такой пробел негоже оставлять незаполненным. Поэтому в планах написание очередной заметки.

Так, что… продолжение следует…)))»

Фото 1 Разработчики телескопа рядом с рефрактором АШР-1. Изображение любезно предоставлено музеем ЛОМО, где и хранится оригинальная фотография
Разработчики телескопа рядом с рефрактором АШР-1. Изображение любезно предоставлено музеем ЛОМО, где и хранится оригинальная фотография

Такими словами завершается написанная мною ранее статья об истории выпуска Школьного менискового телескопа Д.Д. Максутова. И вот, наконец-то, настало время исполнить задуманное и я приступаю к написанию продолжения истории школьного телескопостроения в СССР. Согласитесь, есть в этом некоторая ирония – финальная статья цикла описывает самый ранний из серийно (хотя нет у меня уверенности, что выпуск был действительно серийным, а не ограничился тремя-пятью пробными экземплярами) выпускавшихся в СССР школьных телескопов. Конечно, если не считать 140-мм рефлекторы Ньютона, которые производились артелью Д.Д. Максутова в оптико-механической мастерской Одесского Физического института в 20-х годах XX века. Как всегда, статью я постараюсь дополнить многочисленными и подробными фотографиями этого раритетного инструмента. Ведь если еще можно найти и рассмотреть и БШР, и ТМШ, и другие «школьники», так сказать живьем или по фотографиям, то иные экземпляры АШР-1 в природе, вероятно, больше не встречаются. За много лет поисков экспонатов для коллекции мне они на глаза не попадались и мой телескоп это, можно сказать, действительно «последний из могикан», занесенный в Красную книгу астрономии. Надеюсь мой рассказ сумеет заинтересовать широкие читательские массы. )))

АШР-1

Начать повествование я бы хотел с краткого описания истории того, как этот телескоп попал ко мне в коллекцию. Однажды, просматривая ленту частных объявлений на сайте Авито, я наткнулся на несколько странное предложение о продаже, которое звучало так: «Телескоп бытовой, нет одной линзы». Размещено оно было в г. Оренбург (1200 км от меня). Объявление включало опцию «торг», но когда дело дошло до покупки я ей пользоваться не стал, чтобы не спугнуть удачу! )))

           Фото 1_1  Фото из объявления на Авито. Если хорошо присмотреться, можно заметить, что сохранилась трехлучевая цепочка ))).
Фото из объявления на Авито. Если хорошо присмотреться, можно заметить, что сохранилась трехлучевая цепочка ))).

На фото был показан телескоп на монтировке и треноге, ранее мне не встречавшихся и с незнакомым «силуэтом» трубы, вдоль которой по штанге перемещался противовес. Хотя терзали меня смутные сомнения, что где-то я этот телескоп уже видел, но я никак не мог вспомнить – где. Да и поиск в Сети по запросам «старый телескоп» или аналогичным ответа не давал. Изначально я не собирался приобретать данный инструмент и разместил ссылку на это объявление на Астрофоруме – авось кому пригодится. Через некоторое время я получил личное сообщение от одного из участников форума, лейтмотивом которого было «за такие деньги этот инструмент можно купить из-за одной механики, даже если там вообще нет объектива!». Очень я благодарен за эту очень своевременную и очень правильную мысль! ))). Автором мысли так же было высказано предположение, что телескоп, возможно, какой-то из ранних Юнитронов или Цейссов. Это заставило меня взглянуть на инструмент по-новому, а так же обусловило зарождающееся желание его купить.

Поиск по фотографиям в Сети не подтвердил принадлежность телескопа к семейству Юнитрон, однако я наткнулся на фото старого телескопа Альван Кларк, основание монтировки которого было  похоже на монти телескопа с фотографии в объявлении.

Фото 2 Обнаруженное в Сети фото 4-х дюймового рефрактора Alvan Clark & ​​Sons, Кембриджпорт, Массачусетс, конец 19-го – начало 20-го века
Обнаруженное в Сети фото 4-х дюймового рефрактора Alvan Clark & ​​Sons, Кембриджпорт, Массачусетс, конец 19-го – начало 20-го века

Также, на сайте известного коллекционера телескопов Dave Trott я обнаружил фото реплики рефрактора Alvan Clark, основание монтировки которой также имеет несомненное сходство с монтировкой АШР-1 (хотя тогда я еще не знал, что он так называется).

Кроме того, в каталоге фирмы Карл Цейсс “Astro 30”, 1916 года, обнаружился рефрактор и внешне очень похожий на телескоп с Авито. Все эти моменты свидетельствуют о том, что прообразом для АШР-1 выступал какой-то готовый инструмент иностранного производства и заново изобретать велосипед тогда не стали.

Фото 3. Страницы каталога Карл Цейсс.
Страницы каталога Карл Цейсс.
Фото 4. Страницы каталога Карл Цейсс.
Страницы каталога Карл Цейсс.

Смутное желание приобрести инструмент трансформировалось в потребность уровня «здесь и сейчас» и я занялся покупкой. Из переговоров с продавцом следовало, что инструмент 1937 года выпуска (?), не понятно, кто его изготовил – никакого шильдика с названием завода-изготовителя на нем нет (?), у телескопа отсутствует объектив или одна из его линз (?). Так же на фото в объявлении не было видно окулярной трубки, и я решил, что она утрачена. Историю появления телескопа продавец не знал и сказал, что достаточно давно, лет около пяти назад, сей телескоп откуда-то принес его сын и инструмент несколько лет стоял в квартире. Теперь возникла потребность квартиру освободить от лишнего хлама и вот телескоп в продаже. Для себя я решил, что в любом случае куплю телескоп, даже и с недочетами: окулярную трубку в конце концов можно изготовить отдельно, а объектив – приобрести у китайских производителей; наверняка найдется что-то подходящее. Однако в итоге ничего этого делать не потребовалось – и объектив оказался на месте, и окулярная трубка – она просто провалилась внутрь фокусера и на фото была не видна Переговоры с продавцом прошли успешно и через некоторое время телескоп оказался у меня.

Хотел бы отметить, что для своих лет телескоп сохранился на диво хорошо. Из безвозвратных потерь можно перечислить только трубку искателя, фланец для окуляров и сами окуляры, гибкую тягу привода червяка, а так же приспособление для наблюдения Солнца (назвать его «солнечным экраном» рука не поднимается). Остальное – на месте. Однако нельзя сказать, что жизнь у телескопа была легкой – в процессе эксплуатации он получил кое-какие повреждения, способ нанесения некоторых из них ставит меня в тупик. И если я могу понять, как можно погнуть винт М8 фиксации противовеса – для этого противовес достаточно просто уронить, то как, скажите на милость, можно погнуть завинченный винт М4 фиксации бленды? Или винт фиксации хомутов крепления трубы телескопа к монтировке? Что для этого нужно было осмысленно сделать? Отпустив один винт и не отпустив другой пытаться снять трубу с монти руками отгиная хомут? А зачем? Из оставшихся травм можно указать погнутый посередине винт тормоза оси склонений и сломанный передний кронштейн крепления штанги балансира на трубе телескопа. И на этом все. Повреждения сии были не существенны и мне удалось все исправить.

С приобретением АШР-1 связана одна трагикомическая история. У меня на даче, около дома, растут старые липы, посаженные еще по велению барина, который владел этой деревней до революции. И вот у одной липы был очень большой сук, который располагался почти горизонтально и давал ненужную тень. Рос он на высоте около трех с половиной а может и четырех метров. И решил я его спилить. Поставил лестницу, взял электропилу и полез. Но что-то пошло не так. При спиливании он обломился, ударился концом (ветками) о землю, комель подпрыгнул и почему-то полетел на меня, а не с другой стороны ствола. Видимо сработал «закон подлости» или еще какой-то из законов Мерфи. Видя, что на меня летит бревно, я попытался рукой отвести его в сторону, но это оказалось бессмысленным. Ощущение было такое, что слон лягнул меня ногой. Естественно, бревно смахнуло меня с лестницы как букашку и я полетел на землю, с пилой в руках. Упал, на удивление удачно и мягко. Пиле повезло меньше, у нее погнулась шина цепи. Первая мысль по приземлении была – если я что-то сломал, то как я смогу получить оплаченный телескоп в транспортной компании? И вот лежу я на земле, потихоньку поворачиваюсь и ощупываю себя – всё ли цело? – и тут звонит продавец, говорит, что отправил инструмент. Вот так, лежа на земле, я с ним и разговаривал. Но в итоге все обошлось – я отделался несколькими синяками и ссадинами.

ТК «Возовоз» упаковала телескоп в огромный ящик, поэтому доехал он хорошо, ибо ящик сей не швырнуть при сортировке (как любит делать печальноизвестная Боксберри) – его можно переместить только при помощи погрузчика и телеги. Ящик пришлось бросить в пункте выдачи, т.к. он просто не влез бы ко мне в машину. После получения инструмента я разместил его фотографии (включая фото шильдика производителя) на Астрофорум, в соответствующую тему, и через некоторое время один из участников форума выложил фото, размешенное первым в данной статье, где около такого же телескопа стоят его разработчики (к сожалению, я не знаю, тот же это экземпляр АШР-1 или нет). Только тогда я понял, что уже видел эту фотографию раньше (но, как оказалось, описание технических параметров к ней было дано не правильное) и вспомнил мысль, пришедшую мне в тот момент в голову – этого телескопа у меня точно никогда не будет! Но только вышло по-другому, вышло вовсе и не так! )))

К сожалению, информация об АШР-1 фактически отсутствует; нет данных ни об истории его разработки, ни о периоде производства, ни о количестве выпущенных инструментов, ни каких-либо технических подробностей его конструкции. Я делал запрос в музей ЛОМО (которое было сформировано в т.ч. и на базе ГОМЗ) – но и там не смогли предоставить какие-либо данные по телескопу. Никаких упоминаний о данном проекте в архивах (журналах регистрации проектов и работ) не обнаружили. Сказали, что, вероятно, документы могли погибнуть во время Великой отечественной войны или были утеряны при эвакуации части завода в Казань. Единственное упоминание о телескопе есть в статье «С чего начинались телескопы», размешенной на сайте ЛОМО (правда без указания его названия). Согласно ее данным, разработчиком школьного телескопа, по поручению Н.Г. Пономарева, являлся будущий Главный конструктор БТА – Б.К. Иоаннисиани. Так же в фильме по истории ЛОМО (тайминг 12:55) есть  вышепредставленное фото телескопа с указанием, что АШР-1 был именно школьным телескопом. И на этом, в общем-то всё, что мне удалось обнаружить, информация исчерпана. Я не нашел никаких упоминаний об АШР-1 ни в школьном учебнике «Астрономия» (авторы М.Е. Набоков и Б.А. Воронцов-Вельяминов, Учпедгиз, 1939 года издания), ни в книге по истории ГОМЗ «Заводу – полвека», Лениздат, 1965г., ни в журналах «Техника – молодежи» за 1937г. – первая половина 1941г. Нет их и в астрономических календарях за 1937-1941г.г.  Правда, в биографии Н.Г. Пономарева есть указание, что небольшие рефракторы производились на ГОМЗ с 1935 года, но их технические параметры не приводятся. Ситуация, конечно, удивительная, учитывая, что данные того периода по объемам, годам и номенклатуре производства фотоаппаратов на ГОМЗе имеются и довольно подробные. А старт серийного отечественного школьного телескопостроения в СССР остался «за кадром». Возможно какую-то информацию удалось бы найти в заводской малотиражке того периода «Советский объектив», но я данными поисками пока не занимался. По документально не подтвержденной информации телескоп АШР-1 когда-то устанавливался на наблюдательной площадке Московского Планетария, но ни одной фотографии этого события мне найти не удалось. Судьба данного телескопа мне не известна.

Труба АШР-1 была передана Фиделю Горбунову (aka «Подвал ВАГО») на аттестацию. Результаты ее не однозначны. При заводском исполнении объектива (когда линзы зафиксированы в оправе при помощи герметика), его теневая картина была плоской, но в нем присутствовал трехлучевой астигматизм, что странно для астрономического объектива. Возможно, это было связано с высыханием и короблением герметика. Присутствовал и некоторый хроматизм. В итоге Фиделю удалось разобрать объектив, освободив его от герметика, зачернить торцы линз и собрать его обратно. Вместе с тем, конструкция оправы объектива не очень удачна и без использования герметика надежно зафиксировать линзы в оправе не представляется возможным. Данные о типах используемых стекол и радиусах их кривизны отсутствовали, всвязи с чем попытаться отъюстировать объектив методом «научного тыка» большого смысла не имело, по причине большой трудоемкости процесса подбора толщины новых прокладок и невозможности надежно зафиксировать и сохранить результаты труда. Кроме того, в процессе аттестации, был обнаружен перекос оправы объектива относительно оптической оси телескопа – ось объектива направлена изрядно мимо центра окулярной трубки. Поэтому объектив был собран с использованием штатных прокладок «как есть».

Я, на всякий случай, хочу привести в статье опубликованные на Астрофоруме сообщения Фиделя Горбунова (как специалиста по оптике и ее юстировке), касающиеся телескопа АШР-1 – вдруг по каким-то причинам тема на Форуме станет недоступна:

Цитата №1: «Поступила на проверку труба рефрактора АШР-1, 1938 года. Номер 00003. Ось объектива направлена изрядно мимо центра окулярной трубки (два креста). Посадочный диаметр окулярной трубки чуть меньше двух дюймов – стандартный переходник туда не входит. Для предварительной проверки пришлось ставить независимый крепёж, что малоудобно. Точка – относительно умеренный трёхлучевой. ХроматизЪм, скажем так – присутствует.»

Цитата №2: «С большим трудом, крайне аккуратно, в течении двух часов извлекал линзы из оправы АШР_а. Извлёк-таки… без повреждений. А ведь был уверен – без сколов точно не обойдётся. Оправа проточена тютелька в тютельку – почти без зазора. Перекос при извлечении образуется на раз. Герметик, если это и был он (шесть точек) полностью окаменел и охрупчился, и посыпался в указанный ранее ничтожный зазор. Заклинил. Короче – та ещё возня. Хотел уж было греть оправу. Нихромом? Обошлось… Промою. Возможно слегда проточу изнутри. Но это, конечно, вряд-ли. Фантазии… Прокладки межлинзовые частично иссохлись-посыпались, о чём красноречиво свидетельствуют параллельные зелёные полоски на фото выше по тексту. Т.е. изначальный межлинзовый зазор неизвестен. По идее конечно можно прикинуть обратным инженИрингом. Замерить радиуса-толщины. Первое можно хоть сейчас (но пора ложиться спать), второе – держатель индикатора нужен с нормальной подставкой, чтобы вершинки линз не поцарапать. В общем – кружок умелые руки. Его ночная секция.»

Цитата №3: «АШР-1. Покрутить объектив вчера не успел. Зачернённые колечки-отсекатели в п/э пакете на фокусёре – нужно будет потом вычертить на миллиметровке ход лучей, определить положение этих диафрагм и установить их, и подчернить царапины от этой будущей установки. Сейчас царапин, там, внутри трубы, ещё нет. Мат идеален. Покрутил… без особого результата. Т.е. замысел конструктора оправы объектива так остался для меня тайной. Труба возвращена Алексею – для размышлений. Портить раритет новоделом смысла нет. Подумать нужно. Не торопясь. Возможно для центровки этого дублетика (с одновременной заливкой герметиком) применялось какая-то доп. оснастка. В отверстиях нет резьб под юстировочные. Линзы освобождены от старого герметика. Пережатия нет. Точки тоже. Прокладки родные. Линзы слегка прижаты разжимным колечком. Отснята теневая в состоянии “как есть”. Вынос забыл измерить. По фото можно сориентироваться. С окулярами нормально – хода фокусировки хватает.»

Цитата №4: «Вывод простой – текущий межлинзовый промежуток неправильный (толщина прокладок-сила прижима) или с радиусами-толщинами при изготовлении напороли (это вряд ли). Заниматься подборкой смысла нет – держать юстировку всё равно не будет, конструкция оправы не позволяет. Нужно подобрать промежуток (плоская теневая – была до разборки, но с пережатием – окаменевший герметик – линзы накрепко зажаты, трёхлучевой), получить точку, зафиксировать всё это дело собранном виде (герметик) + оправа без фланца – смотрит вбок. Вращением оправы не исправляется. Т.е. интерпретация теневой здесь на последнем месте. Мы же не собираемся фигуризовать. Промежуток же неплохо бы знать из тех. документации, чтобы серебро долго не скоблить.  Многократно собирать-разбирать = разбить, поцарапать. Всё это, конечно, поправимо, но с доработкой конструкции = новодел… зачем? Собрать как есть и в музей.» Конец цитат.

Насколько мне известно, на ГОМЗе выпускали и более короткофокусный рефрактор, диаметром 80мм, относительное отверстие которого предположительно было 1/10 или 1/12. Фото этого телескопа есть в статье Эдуарда Тригубова «Я хочу показать людям небо!» (далее – Статья), написанной к 115-тилетию со дня рождения Д.Д. Максутова, но сам телескоп я не встречал, как и какие-либо другие его фото или упоминания о нем в публикациях. Но надежды не теряю – вдруг и он отыщется? Вообще, согласно данным Статьи, план по производству оптических инструментов, составленный Д.Д. Максутовым перед ВОВ, включал выпуск 500 школьных рефракторов разработки ГОМЗ. Возможно ввиду имелся именно АШР-1. Сколько их было выпущено в реальности – не известно, война перечеркнула все планы.

Фото 5 Еще один 80-мм рефрактор тех времен, производства ГОМЗ. ТМШ, изображенный на данном фото, я до сих пор разыскиваю. Впрочем теперь и рефрактор тоже. )))
Еще один 80-мм рефрактор тех времен, производства ГОМЗ. ТМШ, изображенный на данном фото, я до сих пор разыскиваю. Впрочем теперь и рефрактор тоже. )))

Весит АШР-1 для 80-мм рефрактора очень много: штатив – 7,3 кг, труба телескопа – 9,3 кг, монтировка – 18 кг, в т.ч. противовес – 7,3 кг. Итого общий вес инструмента – 34,6 кг, что примерно на 12 кг превосходит полный паспортный вес БШР. Хотелось бы отметить, что вес современного рефрактора, например Celestron PowerSeeker 80/900 EQ, составляет 9,1 кг, т.е. почти в 4 раза легче. Совершенно очевидно, что монтировка АШР не чета монтировке Celestron – там что-то из серии EQ1, а монти АШР по массогабаритам скорее как EQ6, вес которой порядка 16 кг, то тут видимо конструкторы исходили из веса трубы АШР.

Когда для проведения «фотосессии» я выносил телескоп из дома, я со всей очевидностью понял, что вот так запросто его на наблюдения не потаскаешь. И если собирал я его по частям (штатив-монти-труба), то разбирать пришлось оптом, монтировка+труба сразу (не хотел все развинчивать), а это более 27 кг очень громоздкого металла (не оборудованного ручками для переноски), которые надо снять с высоты чуть ли не в 1,6 метра. Не представляю, как бы с этой задачей справились школьники, особенно под предводительством какой-нибудь Агафьи Аполлинарьевны, преподавателя изящной словесности и астрономии, которая еще живого Петра Первого помнила. )))

На этом можно сказать, что общая информация о телескопе фактически исчерпана (если у вас есть чем ее дополнить, напишите на petsyk@mail.ru) и далее уместно будет перейти к более детальному описанию его конструкции и внешнего вида. Для статьи я фотографировал телескоп в «первозданном виде», установив только не оригинальный искатель, и не ставя на трубу изготовленный переходник на окуляры 1,25 дюйма и микроскопные, стандарта 23,1 мм. Итак – АШР-1, прошу любить и жаловать!

Тренога телескопа

Телескоп устанавливался на специальном штативе, длина которого в сложенном состоянии составляет 170 см, в разложенном – высота опорной площадки 155см. Штатив изготовлен из прочных сдвоенных дубовых реек, покрытых лаком, причем у меня есть предположение, что лакировка сейчас там не только заводская, но и нанесенная повторно, в периоде жизни телескопа. Он имеет высокую жесткость и устойчивость. Сечение реек 15х40мм, длина – 1600мм. Ножки внизу имеют острые упоры, которые втыкаются в землю. Для их заглубления в поверхность сбоку упора имеется небольшой «уступ-педаль», на который можно нажать ногой. В середине ножек, для исключения их самопроизвольного раскрытия, установлена трехлучевая цепочка, крепящаяся к фигурным брускам, вставленным между рейками штатива, примерно посередине их длины. В отличие от цепочки БШР, цепочка АШР-1 более прочная и массивная, со сварными звеньями. Она неразъемно прикреплена к одной из ножек (хотя есть вероятность, что крючок крепления просто загнули когда-то, чтобы цепочка не потерялась) и позволяет менее широкое раскрытие опор штатива, чем штатно предполагалось у БШР.

Верхняя опорная площадка штатива литая, изготовлена из чугуна. На нижней ее поверхности (изнутри) обнаружилась цифра «2» – возможно штатив от АШР №00002? Монтировка телескопа просто ставится на плоскую опорную поверхность штатива, имеющую диаметр 170мм и толщину 9мм и фиксируется центральным винтом с гайкой-барашком. Барашек и винт имеют диаметральное отверстие, позволяющее вставить фиксирующий шплинт, препятствующий самопроизвольному откручиванию барашка. Такая реализация крепления позволяет без проблем поворачивать монтировку при установке полярной оси (ПО) в плоскости небесного меридиана. Следует напомнить, что в БШР для сопряжения монтировки и штатива, использовался конус Морзе №3, что было не удобно, т.к. вызывало эффект «присасывания» штатива и монтировки (при повороте последней) и расцепить их потом было довольно проблематично.

Рейки каждой из ножек штатива вверху имеют специальные ушки, которые прижимаются к кронштейнам опорной площадки треноги посредством длинного винта М10 с большой круглой шляпкой. Чтобы она не проворачивалась при затягивании барашка в шляпку соосно вставлен штифт, входящий в отверстие пластины. Дополнительно рейки каждой из ножек штатива, в верхней части, соединяются попарно посредством специальной металлической пластины, закрепленной шурупами, что придает штативу дополнительную жесткость. После раскрытия треноги ножки фиксируются удобными гайками-барашками. Техническая сохранность штатива оказалась очень хорошей, необходимо было только очистить его от пыли и грязи, накопившейся за 84 года.

Фото 6 Штатив телескопа
Штатив телескопа
Фото 6_1 Штатив телескопа
Штатив телескопа
Фото 6_2 Штатив телескопа
Штатив телескопа
Фото 7 Опорная площадка штатива
Опорная площадка штатива
Фото 7_1 Опорная площадка штатива
Опорная площадка штатива
Фото 7_2 Опорная площадка штатива
Опорная площадка штатива
Фото 8 Рейки штатива
Рейки штатива
Фото 8_1 Рейки штатива
Рейки штатива
Фото 9 Трехлучевая цепочка
Трехлучевая цепочка
Фото 10 Нижняя опора штатива
Нижняя опора штатива

Монтировка телескопа

Телескоп устанавливался на параллактической монтировке немецкого типа, имеющей как фиксирующие винты (тормоза осей), так и один винт тонких движений (привод) по полярной оси.

Монтировка телескопа, общий вид.
Фото 12 Монтировка телескопа, общий вид.
Монтировка телескопа, общий вид.
Фото 12_1 Монтировка телескопа, общий вид.
Монтировка телескопа, общий вид.

При реставрации монтировки она была полностью разобрана, очищена от старой смазки (которая сильно высохла/загрязнилась и оси вращались очень туго) и отмыта. После чего у меня появилась возможность сфотографировать ее детали. В процессе разборки выяснилось, что на многих деталях выбита цифра «3», вероятно комплект готовился конкретно для этого телескопа (напомню, что его серийный № 00003)

Фото 13 Монтировка полностью разобрана.
Монтировка полностью разобрана.
Фото 14 Некоторые детали монтировки с нанесенным номером «3»
Некоторые детали монтировки с нанесенным номером «3»
Фото 15 Некоторые детали монтировки с нанесенным номером «3»
Некоторые детали монтировки с нанесенным номером «3»
Фото 16 Некоторые детали монтировки с нанесенным номером «3»
Некоторые детали монтировки с нанесенным номером «3»
Фото 17Некоторые детали монтировки с нанесенным номером «3»
Некоторые детали монтировки с нанесенным номером «3»

Корпус полярной оси изготовлен из чугуна, имеет цилиндрическую форму с приливами в местах прохождения оси. Устанавливался он на полукруглом чугунном основании и мог поворачиваться для установки инструмента по широте места наблюдения. Сверху корпус фиксируется полукруглыми хомутами, бока закрывают круглые металлические крышки, но одной из которых нанесена шкала установки телескопа по широте места наблюдения. Согласно шкале, АШР-1 мог использоваться на широтах от 35 до 75 градусов. Фиксация выбранной широты осуществлялась четырьмя болтами М8, имеющими внутри корпуса квадратные гайки, скользящие по специальным направляющим, противодействующим их непроизвольному повороту при закручивании болтов. Для исключения случайного выкручивания и выпадения болта на его конце, после гайки, установлен шплинт. Один из фиксирующих болтов был перекошен и очень трудно вращался, еле открутил. Видимо когда-то его слишком сильно пытались выкрутить и шплинтом повредили резьбу. Резьбу пришлось подновить, шплинт – заменить. Южный конец полярной оси, для исключения выпадения её из корпуса, фиксируется специальным кольцом с двумя винтами, входящими сбоку в специальные лунки оси. Внизу основания корпуса полярной оси размещен небольшой пузырьковый уровень, позволяющий устанавливать телескоп горизонтально. Удивительно, но за 84 года жидкость из него не вытекла и он продолжает успешно выполнять свои функции.

Фото 18 Корпус полярной оси. Фиксирующее её кольцо.
Корпус полярной оси. Фиксирующее её кольцо.
Фото 19 Корпус полярной оси. Фиксирующее её кольцо.
Корпус полярной оси. Фиксирующее её кольцо.
Фото 20 Корпус полярной оси. Фиксирующее её кольцо.
Корпус полярной оси. Фиксирующее её кольцо.
Фото 21 Корпус полярной оси. Фиксирующее её кольцо.
Корпус полярной оси. Фиксирующее её кольцо.
Фото 21_1 Корпус полярной оси. Фиксирующее её кольцо.
Корпус полярной оси. Фиксирующее её кольцо.
Фото 22 Шкала установки по широте места наблюдения
Шкала установки по широте места наблюдения
Фото 23 Устройство фиксации по широте места наблюдения
Устройство фиксации по широте места наблюдения
Фото 24 Устройство фиксации по широте места наблюдения
Устройство фиксации по широте места наблюдения
Фото 24_1 Пузырьковый уровень.
Пузырьковый уровень.

Вращение всех осей телескопа (изготавливались из стали, посадочный диаметр 20мм) осуществляется на бронзовых втулках (в БШР уже отказались от такой роскоши), даже в осях червяка она замечена. На верхнем конце оси склонений установлен дополнительный бронзовый фланец, на котором базируется стальной кольцевой тормоз фиксации оси. Для установки червячной шестерни на северном конце полярной оси сделан стальной фланец, на который бронзовая ЧШ и одевается. Между данным фланцем и ЧШ с одной стороны и корпусом оси – с другой проложена широкая шлифованная стальная шайба. Таким образом, везде в монтировке соблюдается правило узла трения «бронза-сталь», т.е. все спроектировано по канонам машиностроения.

Фото 25 Бронзовые втулки
Бронзовые втулки
Фото 26 Бронзовые втулки
Бронзовые втулки
Фото 27 Бронзовые втулки
Фото 27. Бронзовые втулки
Фото 28 Бронзовые втулки
Бронзовые втулки
Фото 29 Бронзовые втулки
Бронзовые втулки
Фото 30 Бронзовые втулки
Бронзовые втулки
Фото 31 Шлифованная шайба
Шлифованная шайба

Привод полярной оси монтировки выполнен с использованием полной бронзовой червячной шестерни, диаметром 90 мм. Червяк устанавливался на фрезерованную плоскость на корпусе ПО, базировался на двух штифтах и закреплялся двумя винтами (конструкция крепления видна на фото корпуса ПО). Для осуществления часового ведения применялась длинная тяга с, предположительно, шарниром Гука (карданчиком) на конце, (не сохранилась). Привод данной тяги осуществлялся не напрямую к хвостовику червяка, а через промежуточный вал, имеющий зубчатую шестерню, входящую в зацепление с шестерней на червяке. Количество зубов у шестерней разное – на промежуточном валу 12 зубов, на оси червяка – 24 зуба, что дает двукратное повышение плавности и легкости ведения. Люфт червяка выбран внатяг, при помощи гайки и контргайки, установленных на одном из его концов. На противоположном конце червяк зафиксирован шестерней привода.

Фото 32 Червячная шестерня привода полярной оси. Посадочный фланец ЧШ.
Червячная шестерня привода полярной оси. Посадочный фланец ЧШ.
Фото 33 Червячная шестерня привода полярной оси. Посадочный фланец ЧШ.
Червячная шестерня привода полярной оси. Посадочный фланец ЧШ.
Фото 33_1 Червячная шестерня привода полярной оси. Посадочный фланец ЧШ.
Червячная шестерня привода полярной оси. Посадочный фланец ЧШ.
Фото 33_2 Червячная шестерня привода полярной оси. Посадочный фланец ЧШ.
Червячная шестерня привода полярной оси. Посадочный фланец ЧШ.
Фото 33_3 Червячная шестерня привода полярной оси. Посадочный фланец ЧШ.
Червячная шестерня привода полярной оси. Посадочный фланец ЧШ.
Фото 34 Червяк. Фрезерованные на уровне первичного приводного вала пазы сделаны для прохождения ЧШ.
Червяк. Фрезерованные на уровне первичного приводного вала пазы сделаны для прохождения ЧШ.

Полярная ось имеет тормоз (фиксирующий винт, диаметр маховичка 35 мм), при отпускании которого ПО расцепляется с ЧШ и можно осуществлять наведение телескопа на объект. После наведения фиксирующий винт затягивается и возможно перемещать трубу телескопа вслед за объектом, используя червячный привод. Тормоз полярной оси реализован с помощью кольца, одеваемого на фланец червячной шестерни. Сбоку в кольцо вкручивается винт с удобной рукояткой, который проходит сквозь отверстие в корпусе оси склонений, перпендикулярно установленном на северном конце полярной оси, и отжимает стальной лепесток, прижимающийся к фланцу червячной шестерни. Таким образом, полярка жестко фиксируется относительно ЧШ и повернуть ось можно только вращая червяк привода.

Фото 34_1 Червяк. Фрезерованные на уровне первичного приводного вала пазы сделаны для прохождения ЧШ.
Червяк. Фрезерованные на уровне первичного приводного вала пазы сделаны для прохождения ЧШ.
Фото 34_2 Червяк. Фрезерованные на уровне первичного приводного вала пазы сделаны для прохождения ЧШ.
Червяк. Фрезерованные на уровне первичного приводного вала пазы сделаны для прохождения ЧШ.
Фото 35 Конструкция тормоза полярной оси.
Конструкция тормоза полярной оси.
Фото 36 Конструкция тормоза полярной оси.
Конструкция тормоза полярной оси.
Фото 37 Конструкция тормоза полярной оси.
Конструкция тормоза полярной оси.
Фото 38 Полярная ось, корпус оси склонений.
Полярная ось, корпус оси склонений.
Фото 39 Полярная ось, корпус оси склонений.
Полярная ось, корпус оси склонений.
Фото 40 Полярная ось, корпус оси склонений.
Полярная ось, корпус оси склонений.
Фото 41 Полярная ось, корпус оси склонений.
Полярная ось, корпус оси склонений.

Ось склонений имеет на одном конце широкий бронзовый ложемент для установки трубы телескопа, по другому концу перемещается противовес. Необычной особенностью монтировки АШР-1 является то, что нижняя полусфера хомута крепления трубы телескопа расположена не под прямым углом к оси трубы, а под углом около 45 градусов. Зачем так сделано – не известно. Возможно таким образом хотели увеличить базу крепления трубы для повышения жесткости. Но смотрится узел изящно. Изнутри полукольца оклеены мягкой черной тканью, причем клей не водостоек и мне удалось его полностью отмыть при чистке монтировки (ткань от монтировки я фактически не отрывал, она отвалилась сама при снятии трубы телескопа). Никаких петель полукольца не имеют (как и в БШР) и просто полностью разъединяются при выкручивании штатных винтов фиксации колец (сохранились, сделаны невыпадающими). Вообще, у данного телескопа, для его возраста, из мелочевки сохранилось очень многое, что не может не радовать.

Фото 42 Ось склонений. Корпус оси склонений.
Ось склонений. Корпус оси склонений.
Фото 43 Ось склонений. Корпус оси склонений.
Ось склонений. Корпус оси склонений.
Фото 44 Ось склонений. Корпус оси склонений.
Ось склонений. Корпус оси склонений.
Фото 44_1 Ось склонений. Корпус оси склонений.
Ось склонений. Корпус оси склонений.
Фото 45 Ложемент крепления трубы
Ложемент крепления трубы
Фото 46 Ложемент крепления трубы
Ложемент крепления трубы
Фото 46_1 Ложемент крепления трубы
Ложемент крепления трубы
Фото 46_2 Ложемент крепления трубы
Ложемент крепления трубы

Ось склонений монтировки имеет только тормоз, винт тонких движений не предусмотрен. Для поворота телескопа по оси склонений необходимо ослабить фиксацию кольцевого зажима тормоза. Чтобы это было возможно осуществить не отрываясь от наблюдений, фиксирующий винт тормоза сделан длинным и закреплен на специальных кронштейнах параллельно трубе телескопа таким образом, что его ручка расположена около окулярного узла. Длина винта от края маховичка до конца резьбы 385 мм, диаметр 8 мм. Он сделан невыпадающим, видимо поэтому и не потерялся. Я сначала не мог понять, для чего этот винт на трубе (он не был вкручен в гнездо тормозного механизма и просто болтался вдоль трубы, перемещаясь в отверстиях кронштейнов), но историческое фото телескопа все разъяснило. Так как механизм тонких движений по оси склонений отсутствует, точная наводка осуществляется путем ослабления тормоза и перемещения окулярного конца трубы телескопа. Паз в тормозном кольце, в который входит штырь фиксации ложа трубы телескопа относительно кольца, был кем-то расточен и ложе трубы телескопа, при зажатом тормозе (но когда зажимной винт не вставлен в кронштейны трубы) имеет люфт порядка 6 градусов, согласно данным лимба координатного круга. Однако, при установке трубы, зажимной винт, проходящий через кронштейны, упираясь в них практически полностью люфт устраняет – при применении известного усилия трубу можно покачать на 1 градус, изгибая винт. Более того, если расположить трубу и паз в тормозном кольце в том положении, которое я изначально принял за штатное, то винт невозможно вкрутить в отверстие кольца – для завинчивания его придется несколько согнуть. Предполагаю, что на заводе ошиблись при изготовлении деталей и подгоняли уже по месту. Усилие, необходимое для жесткого затягивания тормоза, довольно значительно, возникает непроизвольное желание, чтобы рукоятка винта была побольше диаметром (штатно там 35мм).

Фото 47 Тормоз оси склонений.
Тормоз оси склонений.
Фото 48 Тормоз оси склонений.
Тормоз оси склонений.
Фото 49 Тормоз оси склонений.
Тормоз оси склонений.
Фото 50 Расточенный паз фиксации
Расточенный паз фиксации

При стандартном для наблюдений положении трубы, когда объектив направлен на юг, ручки фиксации тормозов расположены очень удобно, под правую руку, в связи с чем пользоваться тормозами можно на ощупь, не отрываясь от окуляра.

Фото 50_1 Ручки тормозов расположены очень удобно
Ручки тормозов расположены очень удобно

Снизу основания монтировки имеется специальный винт М10 при помощи которого монтировка крепится к треноге телескопа – винт проходит через отверстие в основании треноги со специальным круглым выступом снизу и, как я уже писал выше, фиксируется гайкой-барашком.

Фото 51 винт крепления монтировки. Видна цифра «2» на основании штатива
Винт крепления монтировки. Видна цифра «2» на основании штатива
Фото 51_1 винт крепления монтировки. Видна цифра «2» на основании штатива
Винт крепления монтировки. Видна цифра «2» на основании штатива

На передней боковой поверхности основания монтировки установлена табличка с названием завода изготовителя, наименованием телескопа, его серийным номером и годом выпуска. По открытым данным буквы «ГОМЗ» внутри пентапризмы использовались заводом с 1934г. по 1940г. Далее, до 1960 года, продукция маркировалась пентапризмой с ходом лучей в ней, но без букв. Табличка сохранилась очень хорошо.

Фото 52 Табличка завода-изготовителя
Табличка завода-изготовителя

Телескоп оборудован координатными кругами. В верхней части полярной оси установлен координатный круг, градуированный в часах и минутах, с шагом 10 минут. Диаметр круга 150мм, высота – 15мм, он жестко закреплен на корпусе. Для считывания информации о его показаниях имеется одна «базовая риска отсчета», установленная в виде специального кронштейна сбоку корпуса ПО. Ось склонений, со стороны противовеса, так же имеет координатный круг, диаметром 150мм и высотой 15мм, размеченный в градусах, с шагом 1 градус. Он оборудован двумя «базовыми рисками», расположенными диаметрально на корпусе оси склонений. Данный круг фиксируется кольцевым зажимом и его можно поворачивать относительно оси, отпустив соответствующий винт (конструкция видна на фото противовеса, размещенном далее). Качество изготовления координатных кругов очень высокое – разметка не нарисована, а нанесена путем гравировки и последующего окрашивания рисок и цифр.

Фото 53 Координатные круги
Координатные круги
Фото 53_1 Координатные круги
Координатные круги

Противовес монтировки перемещается по штанге, диаметром 15 мм и длиной 160 мм. Диаметр противовеса 144 мм, высота по краю – 55 мм, вес – 7,3 кг. Торцы противовеса не перпендикулярны его боковой поверхности, а имеют вид широко раскрытого конуса – высота его в центре 77 мм. На конце штанги есть специальный винт с шайбой, препятствующие соскальзыванию противовеса. Конструкция противовеса позволяет ему выходить за окончание штанги на 21 мм – с одной его стороны отверстие более широкое, позволяющее противовесу надвигаться на ограничитель. На штанге противовес фиксируется винтом с удобной ручкой с накаткой. Длина винта меньше чем радиус противовеса и между винтом и штангой вставлен бронзовый удлинительный стержень (виден на фото разобранной монтировки).

Фото 54 Штанга противовеса. Противовес.
Штанга противовеса. Противовес.
Фото 55 Штанга противовеса. Противовес.
Штанга противовеса. Противовес.

Проведенные работы позволили вернуть монтировке практически первозданный вид, конечно с учетом неизбежных повреждений за более чем 80 лет существования инструмента. А за это время грязи на нем накопилось предостаточно. Сначала я мыл детали телескопа мылом, но мне показалось, что оно гасит блеск краски и далее я уже использовал жидкость для мытья посуды. А отмывать было что…

Фото 56 «Пыль веков. Ну почти… )))»
«Пыль веков. Ну почти… )))»

Труба телескопа

Труба телескопа изготовлена из стали, толщиной 2 мм. На поверхности трубы видны следы от резца токарного станка, что позволяет предположить, что её внешняя сторона была проточена. Общая длина телескопа от уреза бленды до торца максимально выдвинутой окулярной трубки (без переходника для окуляров) 1490 мм. Чистая длина непосредственно трубы (без фланцев крепления объектива и фокусера) – 1070 мм, внешний диаметр 91 мм. Каждый фланец крепился к трубе при помощи 8 винтов М3 с чечевицеобразной шляпкой. В передней части трубы устанавливался латунный фланец, к внутренней части которого на резьбе крепилась оправа объектива, а к внешней, тремя винтами М4 с широкой шляпкой (оригинальные, сохранились) – светозащитная бленда, диаметром 120 мм и длиной 200 мм. Бленда изготовлена из жести, толщиной 0,8мм и продольный шов сварен электросваркой. В передней части бленды сделана круглая отбортовка. Оправа объектива также изготавливалась из латуни, на ее боковую поверхность наносился серийный номер. Объектив телескопа представляет собой расклеенный ахроматический дублет диаметром 80 мм и фокусным расстоянием 1200мм (1/15). У меня есть предположение, что и объектив телескопа АШР-1 это клон какого-то объектива Карла Цейсса.

Для наблюдений Солнца на бленду ставится диафрагма с отверстием 65 мм (полагаю, что именно таково предназначение данной детали, обнаруженной мной на бленде). При данных наблюдениях использовался специальный экран, одевавшийся на окулярную часть трубы, изображенный на первом фото в данной статье. Первая пластина (с отверстием в центре) отсекала лишний свет Солнца; на вторую можно было закрепить лист бумаги для зарисовки солнечных пятен. К сожалению, у моего телескопа данный аксессуар не сохранился.

Фото 57 Фланец крепления объектива и бленды
Фланец крепления объектива и бленды
Фото 58 Фланец крепления объектива и бленды
Фланец крепления объектива и бленды
Фото 60 Объектив телескопа. Виден его серийный номер.
Объектив телескопа. Виден его серийный номер.
Фото 61 Объектив телескопа. Виден его серийный номер.
Объектив телескопа. Виден его серийный номер.
Фото 62 Объектив телескопа. Виден его серийный номер.
Объектив телескопа. Виден его серийный номер.
Фото 63 Объектив установлен на трубу телескопа
Объектив установлен на трубу телескопа
Фото 64 Светозащитная бленда и диафрагма
Светозащитная бленда и диафрагма
Фото 65 Светозащитная бленда и диафрагма
Светозащитная бленда и диафрагма
Фото 65_1 Светозащитная бленда и диафрагма
Светозащитная бленда и диафрагма
Фото 65_2 Светозащитная бленда и диафрагма
Светозащитная бленда и диафрагма
Фото 65_3 Светозащитная бленда и диафрагма
Светозащитная бленда и диафрагма

Вдоль трубы, по специальной штанге, длиной 920 мм и диаметром 9 мм (основной, хвостовики 8 мм), передвигается противовес диаметром 65 мм и высотой 85 мм, с противоположных боков которого срезаны две плоскости, шириной 50мм. Противовес на штанге фиксируется специальным винтом с удобной рукояткой. Сама штанга закреплена к трубе телескопа при помощи двух бронзовых кронштейнов, толщиной 9 мм. К сожалению, передний кронштейн был сломан (полагаю, это могло случиться при повороте трубы, когда плохо закрепленный противовес соскользнул по штанге и ударил по кронштейну) и не очень аккуратно склепан через стальную пластину. Я подумал, что это не очень красиво и надежно и с помощью электролобзика, дрели и напильников изготовил новый кронштейн, из 8 мм дюраля. Старый кронштейн я, естественно, сохранил.

Фото 66 Старый кронштейн.
Старый кронштейн.
Фото 67 Новый кронштейн.
Новый кронштейн.

Меня удивило, что для крепления кронштейнов к трубе телескопа, резьба нарезалась не непосредственно в ее стенке (как делали в БШР), тем более, что ее толщина достаточна для этого, а для фиксации использовались специальные полукруглые детали, вставляющиеся изнутри трубы и более толстые, чем ее стенка. Причем для балансира были использованы более толстые детали, нежели чем для тормозного винта. На деталях почему-то выбита цифра «1» (возможно они от АШР с серийным №00001?), а так же на них присутствуют накернивания лунок. Такие же лунки есть и на кронштейнах – вероятно ответные детали изготавливались и подгонялись попарно.

Фото 68 Специальные вставки для крепления кронштейнов.
Специальные вставки для крепления кронштейнов.

Использование конструкции с противовесом позволяет оперативно балансировать трубу, (например, при установке приспособления для зарисовки солнца), без передвижения трубы в хомутах монтировки, что ускоряет процесс подготовки телескопа к наблюдениям. Да и таковое передвижение не очень удобно, так как с высокой вероятностью приведет к порче ЛКП трубы. Так же следует отметить, что поворачивать трубу в кольцах нельзя, т.к. на ней жестко закреплен винт тормоза оси склонений. Передвижение трубы вдоль оптической оси так же ограничено все тем же винтом тормоза, хотя оно и возможно в некоторых пределах.

Фото 69 Балансировочный противовес. Штанга.
Балансировочный противовес. Штанга.
Фото 70 Балансировочный противовес. Штанга.
Балансировочный противовес. Штанга.

Внутри трубы устанавливались 4 металлических диафрагмы, три из которых устанавливались непосредственно в трубе и одна – в окулярной трубке. К сожалению,  я забыл померить диаметры отверстий в диафрагмах до их установки в трубу, а вынимать уже не стал. При их установке я не вычерчивал реальный ход лучей в трубе телескопа «на куске обоев», а  ориентировался на пометку Фиделя Горбунова, что до первой диафрагмы 325мм, предположив, что расстояние определялось от торца трубы без фланца. Соответственно, поставив первую диафрагму, а надел на трубу фланец и вкрутил объектив. И далее ставил следующие диафрагмы, ориентируясь по световому краю объектива и урезу первой диафрагмы, что называется – на глазок. Это было не просто, так как уже после установки второй диафрагмы отсечение лучей оказалось настолько хорошим, что внутри трубы было мало, что видно. Поэтому есть вероятность, что диафрагмы поставлены не совсем корректно. Для их установки пришлось изготовить специальное приспособление из алюминиевого прутка и зафиксированной на нем полиэтиленовой крышки от консервирования – это позволяло толкать диафрагму по периметру и она не перекашивалась при установке. Если я промахивался – в обратную сторону возвращал диафрагму длинным крючком из проволоки.

Снаружи труба и бленда телескопа были кем-то перекрашены, причем сделано это было весьма, я бы сказал – крайне небрежно. Краска имела поры и разводы, оставшиеся от ворса кисти. В них набилась пыль и труба приобрела какой-то грязно-серый оттенок. Фланцы объектива и фокусера, кронштейны крепления навесного оборудования были заляпаны этой же краской. Учитывая, что монтировка окрашена очень качественно, можно сделать вывод, что это была чья-то кустарная самодеятельность. Пришлось очищать старую краску и красить трубу и бленду заново. Очистка их от краски оказалась очень не простой задачей. Не знаю, то ли раньше краски были такие мощные, то ли сейчас смывки для них делают такими толерантными, но труба выдержала 6 (шесть) процедур нанесения смывок двух разных видов. Перед нанесением смывок отверстия в трубе, предназначенные для крепления навесного оборудования, были заткнуты турундами из малярного скотча. Последние два раза я, поверх смывки, оборачивал трубу и бленду полиэтиленом, для усиления эффекта, как гласит инструкция от смывки. Вот такая вот СПА процедура получилась. И все равно, после каждого раза шпателем соскабливался только тонкий внешний слой краски. С БШР таких проблем не было – с трубы краска и грунтовка сошли «шубой» после одного нанесения смывки. В итоге мне надоело возиться и седьмой слой смывки я наносить не стал, а взял строительный фен и дочистил краску им. Чистить старался «пятачками» в разных частях трубы, что не перегреть стенку и не повредить внутреннее чернение трубы, которое уже было нанесено. То, что не удалось снять феном, дочистил кордщеткой, зажатой в патрон дрели. В результате этой операции щетка полностью «облысела».

Фланцы и кронштейны также были очищены от «ляпок» краски, но механическим путем – краску удалось аккуратно отскрести пластмассовым штырьком, сделав это так, чтобы не повредить оригинальное покрытие. Изнутри труба телескопа и диафрагмы были заново зачернены Фиделем – заводское покрытие оставляло желать лучшего.

Фото 71 Труба до перекраски.
Труба до перекраски.
Фото 72 Труба до перекраски.
Труба до перекраски.
Фото 73 Труба и бленда в процессе очистки
Труба и бленда в процессе очистки
Фото 74 Очистка завершена
Очистка завершена
Фото 75 Идет процесс окрашивания
Идет процесс окрашивания
Фото 76 Труба наконец-то собрана.
Труба наконец-то собрана.
Фото 77 Труба наконец-то собрана.
Труба наконец-то собрана.

На трубу телескопа, со стороны окулярного узла, устанавливался искатель, который помогал в нацеливании инструмента на наблюдаемый объект. К сожалению, оригинальный искатель не сохранился (соответственно его параметры не известны), однако штатное крепление уцелело полностью, включая и все установочные винты. Вместо родного искателя, так сказать для целостности картины, мною был поставлен искатель, производства НПЗ, диаметром 30 мм и увеличением 6 крат. Крепление искателя изготовлено из бронзы (или латуни) и фиксируется на трубе винтами М4. Изнутри трубы, под креплением искателя, так же присутствует пластина усиления, которая жестко закреплена на трубе телескопа собственным крепежом. Оригинальные винты крепления стойки искателя к трубе, полагаю, были утрачены и заменены на какую-то «сборную солянку». Пришлось поставить вместо них обычные винты, со шляпкой «впотай», хотя штатно там, скорее всего, ставились чечевицеобразные шляпки, как и на почти всех других винтах инструмента.

Фото 78 Оригинальное крепление и не оригинальный искатель.
Оригинальное крепление и не оригинальный искатель.
Фото 79 Оригинальное крепление и не оригинальный искатель.
Оригинальное крепление и не оригинальный искатель.
Фото 79_1 Оригинальное крепление и не оригинальный искатель.
Оригинальное крепление и не оригинальный искатель.

Окулярный узел телескопа преимущественно изготовлен из латуни и выполнен очень качественно. Окулярная трубка имеет никелированное покрытие, плавность ее движения в фокусере обеспечивается следующим образом: трубка скользит по шести шлифованным опорам, вставленным в стенку фокусера по принципу «ласточкин хвост», три спереди, три сзади фокусера. Одна из задних опор имеет имеется специальное устройство с прижимным винтом, который осуществляет её поджатие к окулярной трубке и регулирует усилие, необходимое для фокусировки. В то же время, данный винт имеет ограничитель, предупреждающий его чрезмерное затягивание, которое может привести к поломке зубчатой оси или рейки фокусера. Совершенно такой же механизм регулировки усилия перемещения фокусировочной трубки использовался и в телескопах Карл Цейсс.

Фото 80 Механизм регулировки усилия перемещения фокусировочной трубки  телескопа Карл Цейсс
Механизм регулировки усилия перемещения фокусировочной трубки  телескопа Карл Цейсс
Фото 81 Механизм регулировки усилия перемещения фокусировочной трубки АШР-1
Механизм регулировки усилия перемещения фокусировочной трубки АШР-1
Фото 82 Механизм регулировки усилия перемещения фокусировочной трубки АШР-1
Механизм регулировки усилия перемещения фокусировочной трубки АШР-1
Фото 83 Опоры, по которым скользит окулярная трубка.
Опоры, по которым скользит окулярная трубка.
Фото 84 Опоры, по которым скользит окулярная трубка.
Опоры, по которым скользит окулярная трубка.

Внешний диаметр окулярной трубки 50мм, на краю она имеет проточенную внутреннюю резьбу М47х1, предназначенную для крепления окулярного фланца, который, к сожалению, был утрачен, как и все окуляры. Новый фланец был изготовлен Фиделем Горбуновым в процессе аттестации трубы, за что ему большое спасибо! Данный фланец выполнен под стандарт 1,25 дюйма, отдельно к нему был изготовлен переходник под микроскопные окуляры стандарта 23,1мм – я приобрел 3 окуляра Рейхарт и один Карл Цейсс. Хотелось посмотреть каково было наблюдать в данный телескоп в состоянии, близком к оригинальному. Подозреваю, что это было не совсем удобно, т.к. зенитной призмы или диагонального зеркала у телескопа скорее всего не было. По крайней мере, на единственном фото АШР-1 данный аксессуар я не смог обнаружить. Ход фокусера составляет 107 мм, плавность фокусировки очень хорошая. Хотелось бы обратить внимание на то, что и корпус, и маховички зубчатой оси фокусера (диаметр 40 мм, высота 9 мм) изготовлены из латуни.

Фото 85 Окулярный узел
Окулярный узел
Фото 86 Маховички зубчатой оси фокусера
Маховички зубчатой оси фокусера
Фото 87 Окулярная трубка с зубчатой рейкой
Окулярная трубка с зубчатой рейкой
Фото 87_1 Окулярная трубка с зубчатой рейкой
Окулярная трубка с зубчатой рейкой

Хранение АШР-1 в домашних условиях (и это было очевидно сразу) представляет собой определенные трудности. Я не сторонник упаковки экспонатов коллекции в полиэтилен и распихивания их по разным укромным местам, вроде сараев/чердаков или пространства под кроватью. В то же время, держать телескоп собранным решительно невозможно – тренога с установленной монтировкой имеют высоту порядка 2 метров; если на них установить еще и трубу рефрактора, то она определенно упрется в потолок. Да и по площади – раскрытая тренога занимает изрядный кусок пола. Поэтому решение было, как и в случае БШР/МШР – повесить телескоп на стену. Для этого мной был изготовлен специальный сдвоенный кронштейн. Он более прочный, чем я делал для БШР – использован стальной профиль 25х40, против 20х40 у БШР, к стене крепится на 8 шурупах. Полка сделана из 15-мм фанеры. В полке сделано отверстие, диаметром 10 мм, в которое входит винт монтировки и снизу навинчивается барашек. Испытания кронштейн прошел успешно – телескоп на меня не упал, а между прочим он повешен непосредственно над моей кроватью. ))) Единственный момент, который я не учел – полка изготовлена слишком широкой и широту места наблюдения монтировки нельзя установить минимальной для того, чтобы объективный конец трубы опустился пониже, так как противовес сбоку упирается в полку. Треногу я просто повесил в углу, на г-образный кронштейн.

Фото 87_2 АШР-1 на стене
АШР-1 на стене
Фото 87_3 Кронштейн
Кронштейн
Фото 87_4 Кронштейн
Кронштейн
Фото 87_5 Кронштейн
Кронштейн
Фото 87_6 Тренога
Тренога

На этом описание одного из самых первых (если не самого первого) серийных школьных рефракторов СССР можно завершить – еще одно белое пятно нашей астрономической истории, хоть и отчасти, но ликвидировано. В заключение статьи хочу привести несколько фото АШР-1 так сказать «в полный рост», как индивидуально, так и в сравнении с его внучатыми племянниками – БШР и МШР, чтобы почувствовать масштабность! Для лучшего прочувствования за телескопами поставлен строительный уровень длиной 2 (два) метра, часть фото сделано со стремянки. Все-таки очень красивый телескоп получился!!!

Фото 88 Астрономический школьный рефрактор АШР-1 и его внучатые последователи.
Астрономический школьный рефрактор АШР-1 и его внучатые последователи.

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

Пецык Алексей.

Август 2022г., Москва.

Фото в высоком разрешении можно скачать по ссылке.

Scroll to Top