Ранее я был владельцем фильтра Svbony CLS, который отлично работает в условиях сильной засветки, однако с ним трудно получить корректный баланс белого. Для съемки в пригороде мне потребовался слабый противозасветочный фильтр, аккуратно отсекающий свет натриевых и ртутных фонарей.
Современные технологии позволяют изготовить светофильтры с очень интересной полосой пропускания. Одним из таких фильтров, предназначенных для астрофотографии, является Optolong L-Pro. Он избирательно ослабляет свет натриевых (589 нм) и ртутных (578 и 435 нм) ламп, являющихся источниками городской засветки, и пропускает полезный сигнал от звёзд и туманностей.
Разумеется, противозасветочные фильтры не являются панацеей — они позволяют хоть что-то заснять в условиях засветки, либо значительно уменьшить влияние светового загрязнения. Платой за это является увеличение выдержки или чувствительности для уверенной проработки объекта на снимке. В отличие от фильтров UHCCLSLPR, рассматриваемый в обзоре Optolong L-Pro также может использоваться по объектам звёздной природы (галактики, туманности, скопления). Благодаря широкой полосе пропускания, получить адекватный баланс белого с фильтром L-Pro намного проще, так как с CLSUHC фильтром зеленый канал практически не отличается от синего.
Фильтр приехал в картонной коробочке. Внутри нее — пластиковый бокс для хранения в пакетике. В комплекте также есть бумажка с графиком пропускания.
Напросвет фильтр выглядит с синеватым оттенком, чем-то напоминая Baader Neodymium. Сразу бросается в глаза разница в цвете между Svbony CLS и Optolong L-Pro.
Под определенным углом поверхность фильтра выглядит зеркальной и отражает желтым цветом. Оправа фильтра металлическая. Дефектов и повреждений поверхности нет. Мне досталась старая круглая версия фильтра без подпружиненных «усиков» в нижней части, что несколько затрудняет установку и снятие фильтра. Новые версии фильтров, если не ошибаюсь, идут уже в другом корпусе (Svbony CLS). Установить фильтр удалось не сразу — пришлось применить силу, аккуратно вдавив его по контуру. Пожалуй, в таком корпусе фильтр лучше оставить в камере для постоянного использования.
Тестирование при помощи простого спектроскопа показало, что фильтр работает и успешно отсекает необходимые участки спектра. Фильтр Svbony CLS в красной области немного шире, но в сине-зеленой области более узкий.
Весеннее небо весьма скудное на водородные туманности, поэтому пришлось дождаться созвездия Лебедь, где находится туманность NGC 7000 «Северная Америка». Мешали облака, туманность я ловил буквально в промежутках между облаками. Кадры одиночные и хорошо показывают разницу между фильтрами. Съемка проводилась в центре Анапы. В качестве монтировки — Sky-Watcher Adventurer. Камера Canon 550D с удаленным голубым фильтром. Баланс белого автоматический.
Сразу видно, что L-Pro светлее и засветку он глушит ожидаемо хуже. На первый взгляд, съемки водородных туманностей в условиях сильной городской засветки фильтр Svbony CLS (или даже Svbony UHC) подходит лучше, хоть и ценой двукратного увеличения выдержки и потери различных цветов. С L-Pro звёзды имеют более разнообразный цвет. Однако при дальнейшей простой обработке материала оказалсь, что L-Pro можно достаточно близко «подогнать» к изображению, схожим с CLS фильтром с аналогичной видимостью деталей в линии водорода. Неплохо.
Крупные красные ореолы при съемке через фотообъектив Samyang 1352 ED с фильтром L-Pro проявились заметно слабее, чем с CLS фильтром. Это была одна из моих догадок и предпосылок в покупке данного фильтра. Сильный хроматизм в красном канале — заметный недостаток объектива Samyang 135/2, он очень сильно проявляется с CLS фильтром, создавая множество проблем на этапе постобработки снимка, поэтому уменьшение ореолов меня очень обрадовало.
RAW-файлы можно скачать по ссылке.
Вердикт: Optolong L-Pro — интересный и, пожалуй, один из самых совершенных фильтров против засветки. В условиях светового загрязнения он подходит для съемки галактик и звёздных скоплений, незначительно уменьшая яркость самого объекта. Также L-Pro будет полезен для астрофото в пригороде, где засветка уже слабее, но всё еще оказывает влияние на изображение. При использовании светофильтра цветовой баланс смещается, но не так сильно, как с CLS или UHC фильтрами. Со своей задачей фильтр справляется — аккуратно отсекает засветку. Потенциал у фильтра весьма большой. Также он отлично подходит к фотообъективу Samyang 1352.0 ED, не создавая крупные красные ореолы вокруг звёзд, как CLS фильтр.
К минусам фильтра Optolong L-Pro я отнесу конструкцию (сложно вставлять в камеру и сложно извлекать) и цену — он намного дороже CLS фильтра. Первый недостаток устраняется покупкой более новой версии фильтра с защелками.
В ближайшее новолуние я протестирую фильтр на окраине города и сравню его еще раз с CLS по какому-нибудь объекту вроде Лагуны. Также интересно было бы сравнить данный фильтр с Baader Neodymium или аналогом.
Купить фильтр Optolong L-Pro как в обзоре можно на aliexpress по ссылке.
Есть вопросы? Задавайте!
Добавлено. Протестировал фильтр Optolong L-Pro за городом. Как ожидалось, с ним изображение намного ярче, чем с Svbony CLS. За счёт более узкой полосы изображение с CLS контрастнее, однако требует двукратного увеличения выдержки или ISO для достижения схожего уровня яркости. Баланс белого, разумеется, смещается, однако изображение легко приводится к нормальному виду.
Тест по созвездию Скорпиона:
Вертикальный коллаж:
Реклама: ООО «АЛИБАБА.КOМ (РУ)» ИНН 7703380158